А свободны ли мы? А если мы свободны, то, от чего, и в какой мере? А что вы вкладываете в понятие свобода? Ответы на эти вопросы нам вроде очевидны. А давайте посмотрим, что по этому поводу говорит современное общество, церковь и народная мудрость.
Мы себя считаем относительно свободными людьми. А свободными от чего? И вообще, что это понятие означает? Если судить по телевидению, то свобода это свободный выбор внешнего человека: его высказываний, отношений, действий, гендерного типа… И вроде всё логично, отсутствие запретов – это ли не абсолютная свобода?! Конечно, кажется заманчивым отсутствие границ — с кем хочу, с тем сплю, что хочу, ем и пью, говорю без запретов и даже гендерный тип выбираю себе сам. Это ли не свобода! Однако Православие приравнивает такую свободу к рабству. Как так!? Нам же с детства внушали, что отсутствие запретов – это полнота свободы выбора?! А может, нам просто врут, и современный образ свободы это только иллюзия? Давайте разбираться.
Иллюзия свободы
Критерии свободы у каждого разные, но подмечено давно — чем больше духовно развит человек, тем больше фокус его внимания смещён от себя внешнего (личины, внешние проявления, взаимодействие с другими…) в сторону себя внутреннего (душа, дух…). Давайте посмотрим на две противоположные точки зрения по теме «Настоящая свобода».
ОБЩЕСТВО
СМИ вещает нам о ценности свободы круглосуточно. Если логически проанализировать трансляции, то понимаешь, что в основном они направлены на проявления внешнего человека – свобода: географического, политического, гендерного, расового, и прочих видов выбора. Большинство телепередач, за исключением немногих информационных ресурсов, отводят внимание от ценностей внутреннего человека, и переводят его фокус на ценности материальные, уводят внимание на проявления внешнего человека.
Из таких передач подсознательно вытекает вывод: человек настолько свободен, насколько у него нет ограничений и обязанностей, но больше возможностей и вседозволенности.
С первого взгляда вывод логичный. Однако такая свобода очень похожа на «свободу» раковой клетки.
Однажды здоровая клетка решила, что организм ей не указ, что она свободна от его требований, что она бессмертна и вообще, должна жить в своё удовольствие – питаться вдоволь и множить себе подобных. В итоге клетка тела обрела «свободу», а если точнее, она стала раковой. Финал такой вседозволенности мы отлично знаем – в лучшем случае «свободную» клетку в «утиль», в худшем, скорая смерть всего организма.
Человечество вполне можно сравнить с единым организмом, а каждого индивидуума с его клеткой. В здоровом теле всё устроено чётко, иерархично и мудро, в «нашем организме» под именем «Человечество», всё обстоит с точностью до наоборот – царит свобода от запретов, поощряется паразитарный образ жизни, да, что уж говорить, у нас полностью сбита шкала ценностей.
ПРАВОСЛАВИЕ
Православие предлагает присмотреться к внутреннему человеку, к своему сердцу, душе, духу, а уже потом обратить внимание на внешние проявления свободы.
Церковь утверждает, что настоящая свобода совсем не во вседозволенности, а даже, наоборот, в способности ограничивать и контролировать себя. Чем больше в жизни беспредела, тем меньше свободы и больше зависимости, прежде всего зависимости перед своими страстями.
Великая иллюзия свободы, растиражированная современным сообществом, переворачивает мировоззрение с ног на голову. Православие же противостоит такой точки зрения. Оно утверждает, что настоящая свобода внутри каждого человека и свободнее именно тот, кто больше контролирует порывы плоти, кто чист душой и своим духом готов к принятию Духа Святого, а совсем не тот, у кого больше выбора и возможностей.
Высшая степень свободы – это Любовь.
Вот о чём гласят аутентичные религии мира. Вот в чём истинный смысл постов (воздержания) – немного ослабить желания своей плоти для того, чтобы сделать внутреннее усилие и подвинуть себя (сделать подвиг) вверх, в сторону своего духа.
«Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
Большие склейки сознания
«Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков». Гёте
Так какую сторону принять в этой теме о свободе? Спорить будут многие, но не многие понимают, что во многом нам мешают определиться с выбором склейки сознания, в том числе и на тему «свобода».
Давайте поразмышляем. Кто свободней – хронический алкоголик или равнодушный к спиртному дядька? Конечно второй! И мы это прекрасно это понимаем, хотя алкоголик может быть свободным от работы и вообще, ему на всё пофиг. Однако мы прекрасно осознаём, что алкаш – это раб бутылки и все его поступки жёстко корректируются влиянием алкоголя и теми сущностями, которые используют для себя эту зависимость. А теперь давайте добавим в наше размышление вторую вводную. А что если этот алкаш, мультимиллионер? Теперь алкаш нам уже не кажется рабом, потому, что у большинства из нас в сознании есть такая склейка: «богатство равно свобода».
Выпить можно, и может быть, иногда даже нужно, но важно, чтобы ты контролировал этот процесс, а не зависимость руководила процессом. И мы это понимаем, но иногда мы путаем настоящую свободу и ведёмся на её иллюзию или навязанные нам стереотипы – это склейки сознания.
Или давайте ещё пример.
Кто свободнее? Тот, кто меняет женщин по своему желанию, или тот, кто способен отсечь сексуальные домогательства (потому что он женат)? И тут у многих может сработать киношный стереотип. Кому-то может показаться, что Казанова — это круто, а свободный выбор полового партнёра является частью свободы выбора. Но это тоже склейка сознания, и звучит оно так: «отсутствие сексуальных ограничений – это часть свободы».
Однако правда в том, что свободней именно второй, ибо первый со временем становится рабом страсти похоти, а второй может контролировать свои сексуальные желания, он просто свободен от них.
Да, мы привыкли стекать с тела боли в тело наслаждения, и это нам кажется естественным, но только сила воли, может заставить нас задержаться в теле боли, для того, чтобы подвинуть себя в сторону своего духа.
Стоицизм, как расширить границы своей свободы
Свободней тот, кто способен стать на путь самоограничения, для того, чтобы стать свободнее. Парадокс?
Свободный человек – это целостный человек. В результате грехопадения первых людей, человеческая природа повредилась и распалась на отдельные самостоятельные «фракции»: ума, тела (психосоматическая часть человека) и сердца.
Каждая из них имеет свою «суверенную» волю, отчего внутри человека идут постоянные баталии в виде разнообразия желаний, устремлений, убеждений, потребностей. Всё как в басне «Лебедь, рак и щука». Вот и получается, что вместо того, чтобы стать одним из самых могущественных и сильных существ во Вселенной, человек тратит время и силу на борьбу с самим собой, да ещё, не замечает того, что невольно отдаёт львиную долю своей силы низшим сущностям, то есть паразитам.
Хорошая новость состоит в том, что над нашими «частями-фракциями» есть «надстройка», способная их всех примерить, объединить, выступить как единое ответственное лицо. И эта «надстройка» есть у каждого человека, именно она является самостью каждого и имя ей «я есмь».
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными». Цицерон
На мой взгляд, человек в первую очередь должен обрести хозяйское состояние, и без этого о свободе нет и речи. Что это значит? Во-первых, надо определиться, что на самом деле нам подвластно и принадлежит нам по праву. И это не дом и не участок земли, который можно отнять, а ум, внимание, физическое и прочие тонкие тела. Обретя хозяйское состояние вполне возможно контролировать свои мысли, внимание, желания, и именно с этого начинается настоящая свобода.
Полагаю, что степень свободы у всех разная, и как ни странно, но чем больше в человеке внутренних ограничений, тем больше у него мера свободы. Это как закон Ома – чем больше сопротивление (в нашем случае ограничений), тем больше сила тока (больше силы, больше степень свободы).
А вообще идея ограничений не нова, достаточно прочитать про стоиков. Их философия формирует внутренне стойкого человека, способного к самоограничению, верности слову, умеющего противостоять трудностям. Конечно, стоицизм далёк от совершенства и не все могут понять истинный смысл выходок Диогена, но сам факт существования идеи внутренних ограничений говорит о том, что человек всегда видел прямую связь между самоограничением и свободой.
Как говорят деды, ослабление тяг земных (освобождение от материальных зависимостей) неминуемо ведёт к свободе духа, а душа, наполненная духом, и есть истинная суть человека, потому что она бессмертна.
Вот и весь рецепт расширения границ своей свободы – обрати внимание на внутреннего себя, стань хозяином себя, путём самоконтроля и ограничений двигай себя в сторону духа, а стало быть поднимайся в сторону свободы.
Цитаты о свободе со смыслом
Напоследок хочется поделиться небольшой подборкой изречений, в которых сосредоточено золотое зерно по теме «свобода».
Тюрьма открывается снаружи, а свобода изнутри. (?)
Начинать надо с рабства ума. (Дж. Кришнамурти)
Только тот может считать себя свободным,кто освободился от всего,ради чего стоило бы жить! (Шри Ауробиндо)
Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов,себя кто полагает свободным от оков.(Иоганн Вольфганг фон Гёте)
Только личность, одолевшая в себе раба, познает свободу. (Генри Миллер)
Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство. (Луций Анней Сенека)
Тот, кто может быть счастливым в одиночестве, является настоящей личностью. Если твое счастье зависит от других, то ты раб, ты не свободен, ты в кабале. (Чандра Мохан Раджниш)
Бог не создал рабства, но одарил человека свободой. (Иоанн Златоуст)
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. (Александр Македонский)
Чтобы стать свободным человеком,… Нужно по капле выдавливать из себя раба. (Чехов Антон Павлович)
Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот раб. (Аристотель)
Гнев порабощает и унижает даже достойнейшего человека. (Валерий Барбий)
Если низменной похоти станешь рабом — Будешь в старости пуст, как покинутый дом. Оглянись на себя и подумай о том, Кто ты есть, где ты есть и — куда же потом?!(Омар Хайям)
Наша пресловутая цивилизация для народа не что иное, как источник рабства и нищеты. (М. А. Бакунин)
Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом. (Эпиктет)
Лицемер — вечный холоп лжи и двуличия. (Пётр Квятковский)